РАБОТАТЬ НЕЛЬЗЯ БЕЖАТЬ

Каждый практикант отельной школы ставит запятую там, где хочет

Лето, особенно его вторая половина – период массовых отпусков и каникул. Но для многих отелей и их сотрудников это самое горячее во всех смыслах время, когда  гости в отпускном настроении «сами идут в руки». Разумеется, в первую очередь это относится к отелям, расположенным на курортах и в городах с богатым выбором достопримечательностей.

Это касается нашей отельной школы напрямую, поскольку с июня по сентябрь подавляющее большинство гипотетических будущих отельеров не покладая рук трудятся на профильных предприятиях. Вопрос «А как же студенческие каникулы?» сегодня воспринимается с недоумением. Во всяком случае, в нашем учебном заведении.

Я как директор школы всегда целиком и полностью поддерживаю это. От чего студентам в полном расцвете сил беззаботно отдыхать несколько месяцев? От лекций-семинаров? Серьёзно? Не слишком ли это дорогое удовольствие в наше время? Дорогое в прямом смысле слова! Разве не умнее потратить драгоценное свободное летнее время на то, чтобы поработать в высокий сезон в отеле, убивая при этом сразу трех (!) «зайцев»:

  • заработать (на учёбу, помощь родителям, желанный гаджет т т.п.)
  • на своей шкуре почувствовать все прелести и ужасы работы в отеле в самый сложный и напряженный период
  • путешествовать и заводить новые связи (личные и профессиональные).

Наши студенты стали ездить летом на практику в отели с 2005 года. Вначале это были греческие отели, которым было очень выгодно приглашать русских студентов, разбирающихся в отельном ремесле, усердно (в отличие от расслабленных местных) трудившихся даже сверхурочно и прекрасно помогавших справляться с многочисленными русскими гостями, коих в те годы из-за дешевизны туров было немерено. Всё закончилось в 2011 году, когда правительство Греции резко ограничило свой рынок труда для иностранцев.

Горячие греческие рабочие будни

Мы недолго горевали, поскольку в 2012 году началось взаимовыгодное сотрудничество отельной школы с международными сетевыми отелями, массово заходящими на российский рынок. Начало положил договор с Кемпински Гранд Отель 5* в Геленджике, затем последовал Хаятт Ридженси Екатеринбург 5*, к ним присоединился Хаятт Ридженси Сочи 5*, немного позже – отели бренда Рэдиссон Блу в Завидово, Челябинске и Сочи, на волне популярности нас «вынесло» в Арарат Парк Хаятт Москва 5*+ и Марриотт Сочи Красная Поляна 5*. Это не считая несетевых пятизвездочных  отелей (например, Резиденции Крымский Бриз 5* в Ялте)… Короче говоря, студентам было и есть из чего выбрать и куда поехать. Благо, для этого требуется всего лишь подготовить по предоставленному школой шаблону резюме на русском/английском языках и пройти собеседование.

Чем Кемпински Гранд Отель Геленджик хуже греческих собратьев ??
Ответ: ничем, он даже круче!
Как, впрочем, и Резиденция Крымский Бриз…
Рэдиссон Коллекшен Парадайз Сочи …
не говоря уже об Арарат Парк Хаятт Москва !

При этом студентам никуда звонить, ехать, рассылать свои резюме не нужно. Работодатели в лице топ-менеджеров пятизвездочных отелей САМИ приезжают в школу и часами проводят персональные собеседования со всеми студентами. Обычно студенты проходят интервью в 2-3 отеля, чтобы наверняка отобраться, а если попали сразу в несколько списков – выбирают. Визиты работодателей проходят в феврале-марте, в апреле идут согласования по спискам и позициям, а в середине мая – начале июня студенты разъезжаются. Обычно сроки практики – 3-4 месяца в зависимости от курса, последние практиканты возвращаются во второй половине сентября. Накануне отъезда я обязательно провожу мотивационные встречи, еще и еще раз настраивая студентов на рабочий лад. Говорим о профессиональной порядочности, репутации и карьере, которая уже началась.

Вот так проходят собеседования

Итак, трудовое лето: море, солнце и  шикарный отель, в котором (почти всегда) куча работы. Большая куча, если честно. Плюс постоянный форс-мажор: проблемы с заселением либо выпиской гостей на ресепшн, хаускипинг не справляется с уборкой номеров, в отеле отключили воду, недовольные посетители выясняют отношения с сотрудниками в ресторане и т.д. и т.п. И никто вместо тебя и нескольких коллег это не разрулит,  потому что персонала всегда не хватает. Никаких скидок на то, что ты практикант и вообще впервые оказался в подобном месте. Никому нет дела, что тебе ужасно жарко в форменной одежде, у тебя гудят ноги и руки, раскалывается голова и, вообще, ты хочешь домой к маме. В голове засела одна мысль «ну что я, нанимался что ли так вкалывать все лето???»

Да, дружок. Именно. Ты нанимался, а точнее – ты был нанят отелем на высокий сезон. И этим все сказано. Никто не обещал, что будет легко и приятно. Я не устаю повторять студентам и их родителям: смысл практики во время обучения в вузе – знакомство с реальным бизнесом, желательно в пик его нагрузки. Если хотите, это реалити-шоу. Полное погружение в реальность. Жесткий выход из пресловутой зоны комфорта. Заработок, посещение новых мест, новые знакомства – лишь «побочные эффекты», приятные бонусы. Но только так ты поймешь профессию, которой обучаешься.

Когда спишь на работе потому, что действительно устал
И, честно говоря, есть от чего

Студенты ведут себя по-разному. Кто-то сразу растворяется во всей этой суматохе и чувствует себя в ней как рыба в воде. Кто-то сильно напрягается в новой обстановке, но при этом сжимает зубы и работает. Некоторые впадают в такую депрессию, что накручивают не только себя, но и бедных родителей, красочно расписывая по телефону все «ужасы» проживания и работы. Те в панике обрывают телефоны института, сообщая, что ребёнок должен срочно вернуться домой в связи с… (зачастую приводятся явно выдуманные причины вроде внезапно серьёзно заболевшего родственника, необходимости срочно оформить крайне важные документы или просто «семейных обстоятельств»). Мои просьбы подождать немного (позитивный перелом в настроениях происходит месяца через полтора), а лучше не поддерживать панические настроения любимого чада и мотивировать на то, чтобы он успокоился и начал получать новый жизненный опыт, почти всегда остаются голосом вопиющего в пустыне. А некоторые студенты вообще молча сбегают, никому ничего не сказав.

Первые годы я очень расстраивалась, получая «сводки» об очередных беглецах от руководителей кадровых служб отелей. Ведь мы неоднократно объясняли ребятам, ЧТО ЗНАЧИТ для отеля потеря линейных сотрудников в высокий сезон, когда каждый человек на счету… Контракт ведь всего на три месяца, неужели нельзя отработать порядочно столь короткий срок? В ответ – тишина.

К счастью, большая часть студентов работает до конца. И делает это, без преувеличения, круто. Неоднократно руководители отелей признавались мне, что они вытягивали высокий сезон во многом благодаря нашим ребятам. Некоторые студенты так погружались в жизнь и атмосферу отелей, что бросали учебу и оставались там работать… Но это уже совсем другая история.

Фото из архива Отельной школы (сделаны студентами)