Каждый практикант отельной школы ставит запятую там, где хочет
Лето, особенно его вторая половина – период массовых отпусков и каникул. Но для многих отелей и их сотрудников это самое горячее во всех смыслах время, когда гости в отпускном настроении «сами идут в руки». Разумеется, в первую очередь это относится к отелям, расположенным на курортах и в городах с богатым выбором достопримечательностей.
Это касается нашей отельной школы напрямую, поскольку с июня по сентябрь подавляющее большинство гипотетических будущих отельеров не покладая рук трудятся на профильных предприятиях. Вопрос «А как же студенческие каникулы?» сегодня воспринимается с недоумением. Во всяком случае, в нашем учебном заведении.
Я как директор школы всегда целиком и полностью поддерживаю это. От чего студентам в полном расцвете сил беззаботно отдыхать несколько месяцев? От лекций-семинаров? Серьёзно? Не слишком ли это дорогое удовольствие в наше время? Дорогое в прямом смысле слова! Разве не умнее потратить драгоценное свободное летнее время на то, чтобы поработать в высокий сезон в отеле, убивая при этом сразу трех (!) «зайцев»:
- заработать (на учёбу, помощь родителям, желанный гаджет т т.п.)
- на своей шкуре почувствовать все прелести и ужасы работы в отеле в самый сложный и напряженный период
- путешествовать и заводить новые связи (личные и профессиональные).
Наши студенты стали ездить летом на практику в отели с 2005 года. Вначале это были греческие отели, которым было очень выгодно приглашать русских студентов, разбирающихся в отельном ремесле, усердно (в отличие от расслабленных местных) трудившихся даже сверхурочно и прекрасно помогавших справляться с многочисленными русскими гостями, коих в те годы из-за дешевизны туров было немерено. Всё закончилось в 2011 году, когда правительство Греции резко ограничило свой рынок труда для иностранцев.
Мы недолго горевали, поскольку в 2012 году началось взаимовыгодное сотрудничество отельной школы с международными сетевыми отелями, массово заходящими на российский рынок. Начало положил договор с Кемпински Гранд Отель 5* в Геленджике, затем последовал Хаятт Ридженси Екатеринбург 5*, к ним присоединился Хаятт Ридженси Сочи 5*, немного позже – отели бренда Рэдиссон Блу в Завидово, Челябинске и Сочи, на волне популярности нас «вынесло» в Арарат Парк Хаятт Москва 5*+ и Марриотт Сочи Красная Поляна 5*. Это не считая несетевых пятизвездочных отелей (например, Резиденции Крымский Бриз 5* в Ялте)… Короче говоря, студентам было и есть из чего выбрать и куда поехать. Благо, для этого требуется всего лишь подготовить по предоставленному школой шаблону резюме на русском/английском языках и пройти собеседование.
При этом студентам никуда звонить, ехать, рассылать свои резюме не нужно. Работодатели в лице топ-менеджеров пятизвездочных отелей САМИ приезжают в школу и часами проводят персональные собеседования со всеми студентами. Обычно студенты проходят интервью в 2-3 отеля, чтобы наверняка отобраться, а если попали сразу в несколько списков – выбирают. Визиты работодателей проходят в феврале-марте, в апреле идут согласования по спискам и позициям, а в середине мая – начале июня студенты разъезжаются. Обычно сроки практики – 3-4 месяца в зависимости от курса, последние практиканты возвращаются во второй половине сентября. Накануне отъезда я обязательно провожу мотивационные встречи, еще и еще раз настраивая студентов на рабочий лад. Говорим о профессиональной порядочности, репутации и карьере, которая уже началась.
Итак, трудовое лето: море, солнце и шикарный отель, в котором (почти всегда) куча работы. Большая куча, если честно. Плюс постоянный форс-мажор: проблемы с заселением либо выпиской гостей на ресепшн, хаускипинг не справляется с уборкой номеров, в отеле отключили воду, недовольные посетители выясняют отношения с сотрудниками в ресторане и т.д. и т.п. И никто вместо тебя и нескольких коллег это не разрулит, потому что персонала всегда не хватает. Никаких скидок на то, что ты практикант и вообще впервые оказался в подобном месте. Никому нет дела, что тебе ужасно жарко в форменной одежде, у тебя гудят ноги и руки, раскалывается голова и, вообще, ты хочешь домой к маме. В голове засела одна мысль «ну что я, нанимался что ли так вкалывать все лето???»
Да, дружок. Именно. Ты нанимался, а точнее – ты был нанят отелем на высокий сезон. И этим все сказано. Никто не обещал, что будет легко и приятно. Я не устаю повторять студентам и их родителям: смысл практики во время обучения в вузе – знакомство с реальным бизнесом, желательно в пик его нагрузки. Если хотите, это реалити-шоу. Полное погружение в реальность. Жесткий выход из пресловутой зоны комфорта. Заработок, посещение новых мест, новые знакомства – лишь «побочные эффекты», приятные бонусы. Но только так ты поймешь профессию, которой обучаешься.
Студенты ведут себя по-разному. Кто-то сразу растворяется во всей этой суматохе и чувствует себя в ней как рыба в воде. Кто-то сильно напрягается в новой обстановке, но при этом сжимает зубы и работает. Некоторые впадают в такую депрессию, что накручивают не только себя, но и бедных родителей, красочно расписывая по телефону все «ужасы» проживания и работы. Те в панике обрывают телефоны института, сообщая, что ребёнок должен срочно вернуться домой в связи с… (зачастую приводятся явно выдуманные причины вроде внезапно серьёзно заболевшего родственника, необходимости срочно оформить крайне важные документы или просто «семейных обстоятельств»). Мои просьбы подождать немного (позитивный перелом в настроениях происходит месяца через полтора), а лучше не поддерживать панические настроения любимого чада и мотивировать на то, чтобы он успокоился и начал получать новый жизненный опыт, почти всегда остаются голосом вопиющего в пустыне. А некоторые студенты вообще молча сбегают, никому ничего не сказав.
Первые годы я очень расстраивалась, получая «сводки» об очередных беглецах от руководителей кадровых служб отелей. Ведь мы неоднократно объясняли ребятам, ЧТО ЗНАЧИТ для отеля потеря линейных сотрудников в высокий сезон, когда каждый человек на счету… Контракт ведь всего на три месяца, неужели нельзя отработать порядочно столь короткий срок? В ответ – тишина.
К счастью, большая часть студентов работает до конца. И делает это, без преувеличения, круто. Неоднократно руководители отелей признавались мне, что они вытягивали высокий сезон во многом благодаря нашим ребятам. Некоторые студенты так погружались в жизнь и атмосферу отелей, что бросали учебу и оставались там работать… Но это уже совсем другая история.
Фото из архива Отельной школы (сделаны студентами)